Мы обеспечиваем пользователей по всему миру наиболее эффективным, надежным и экономичным решением из доступных на рынке программного обеспечения.
  • Восстановление данных со стертого диска APFS

APFS (Apple File System) - это проеприетарная файловая система, включенная фирмой Apple Inc. в операционную систему macOS High Sierra и iOS 10.3, и более новые. Эта файловая система специально создана для флеш-памяти и твердотельных устройств (SSD) с целью полностью использовать их особенности. Т.к., устройства SSD становятся все более емкостными и менее дорогими, их все чаще используют как внешние накопительные устройства.

Только Mac-компьютеры под управлением ОС High Sierra и более новыми способны читать и писать на такие диски. Компьютеры под управлением Windows и Linux не могут читать и писать на устройства с APFS без специального софта от сторонних производителей.

Эта статья покажет как использовать R-Studio для восстановления файлов с внешнего устройства SSD с файловой системой APFS, который был стерт и затем отформатирован как новое устройство APFS.

Важные замечания прежде чем мы начнем
Please note that this article explains how to recover files from an erased APFS disk. If you need to recover files from disks with other file systems, read our other articles: Обратите внимание что эта статья объясняет как восстановить файлы со стертого APFS-диска. Если вам надо восстановить файлы с дисков с другими файловыми системами, обратите внимание на наши другие статьи:

У диска не должно быть признаков механических и электронных повреждений. В противном случае необходимо обследование профессионального специалиста по восстановлению данных. Всякие попытки работать с дисками с серьезными проблемами с материальной частью могут серьезно ухудшить шансы на восстановление данных, даже для специалиста.

Признаки того, что диск имеет проблемы с материальной частью, включают в себя:

  • Система совсем не распознает устройство, или распознает его под необычным или искаженным именем
  • Утилиты по мониторингу параметров S.M.A.R.T. (Self-Monitoring, Analysis and Reporting Technology - Технология самоконтроля, анализа и отчётности) предупреждает что произошел серьезный отказ оборудования. R-Studio может проверять состояние параметров S.M.A.R.T. для вашего диска, и ниже мы расскажем как это сделать.

И последнее напоминание...
Не подключайте диск к Mac-компьютеру, который распознает файловую систему APFS, до того как вы станете полностью готовым начать восстановление файлов. Иначе файлы могут оказаться полностью затертыми, причем совершенно незаметно.

Тестовый диск: Первоначальная структура файлов и папок на диске
Для этого теста мы использовали внешний диск SSD, отформатированный как APFS-устройство с томом APFS_Old. Затем на него был записан набор файлов/папок, типичный для внешнего диска.

Документы:

  • Архивы:файлы .zip, созданные в программе WinZip
  • PDF: файлы .pdf, созданные в программе Adobe Acrobat
  • Microsoft Office: файлы .doc и .docx, созданные в программе Word; файлы .xls и .xlsx, созданные в программе Excel
  • OpenOffice: файлы .odt и .docx, созданные в программе Writer; файлы .ods и .xlsx, созданные в программе Calc

Мультимедия:

  • Музыка: файлы .mp3
  • Графика: файлы .jpg и .png
  • Видео: файлы .avi, .flv, .m4v, .mov, .mp4, .mpeg, .mts, и .mkv.

Рис.1 показывает структуру файлов/папок на нашем тестовом диске:
Файлы и папки на нашем тестовом диске
Рис.1: Файлы и папки на нашем тестовом диске
Кликни по изображению для его увеличения

При помощи утилиты Disk Utility в macOS мы стерли старую файловую систему и создали новую APFS_New name. Finder показывает отсутствие файлов на этой файловая системы.

Процесс восстановления данных
Предварительная подготовка:

  • Нам нужно достаточно места для сохранения всех восстановленных файлов. Для этого можно использовать любой диск (включая внешние или сетевые), видимый вашим компьютером. В нашем случае мы будем использовать внутренний диск компьютера.
  • Скачайте и установите R-Studio. Вам пока не надо прямо сразу покупать и регистрировать вашу копию программы. Ее можно использовать в демо-режиме для оценки шансов на успешное восстановление файлов. Если они достаточно высоки, вы может купить программу и зарегистрировать ее прямо на лету без необходимости прерывать процесс восстановления. R-Studio, работающая в демо-режиме, способна выполнять все операции по восстановления, за исключением сохранения восстановленных файлов.
    Замечание: Мы будем использовать версию R-Studio для Mac'а чтобы продемонстрировать процесс восстановление файлов, но вы можете использовать версию для Windows и Linux. R-Studio будет выглядеть по-другому, но функциональность будет аналогичной.
    Mac-компьютеры под управлением версий Mac OS X до High Sierra не поддерживают файловую систему APFS, но R-Studio способна восстанавливать файлы с дисков APFS даже и на таких компьютерах. Более того, R-Studio для Windows или Linux может работать с файловой системой APFS, не смотря на то, что их ОС даже не способна ее распознать.
    Если ваш Mac-компьютер работает под управлением High Sierra или более новой, имеет смысл отключить команду Trim в вашей системе. Обратитесь за подробностями к нашей статье Особенности восстановления файлов с устройств SSD.
  • Подключайте тестовый диск к вашему компьютеру через наиболее быстрый интерфейс. Обычно у Mac-компьютера не бывает доступных портов SATA, поэтому порты USB 3.0/Thunderbolt являются наилучшим выбором. USB 2.0 может оказаться слишком медленным для больших дисков.

1. Запустите R-Studio и найдите стертый диск
Главная панель R-Studio со подключенным стертым диском
Рис.2: Главная панель R-Studio со подключенным стертым диском
Кликни по изображению для его увеличения

Проверьте состояние S.M.A.R.T. стертого диска. Это можно сделать даже если он подключен через порт USB.
Состояние S.M.A.R.T. для стертого диска
Рис.3. Состояние S.M.A.R.T. для стертого диска
Кликни по изображению для его увеличения

  • Если состояние диска CAUTION, то могут быть небольшие проблемы с диском, но все равно можно безопасно использовать диск для восстановления данных. Скорее всего состояние будет ухудшаться, поэтому регулярно проверяйте параметры S.M.A.R.T. чтобы убедиться что состояние не перешло в BAD. Рекомендуется создать образ диска, но это потребует дополнительного места для его хранения.
  • Если состояние диска BAD, то это очень критично, и высоки шансы на то, что диск может полностью выйти из строя. Наилучшая рекомендация - прекратить работу с таким диском и отдать его специалистам по восстановлению данных. На свой страх и риск вы можете продолжить работу с ним, но очень рекомендуется создать образ диска.

Все атрибуты S.M.A.R.T. у нашего диска в порядке, так что мы можем продолжить восстановление файлов.

2. Выберите устройство SSD где находился стертый диск, кликните по кнопке Scan и задайте параметры сканирования.
Диалог и параметры сканирования диска
Рис.4. Диалог и параметры сканирования диска
Кликни по изображению для его увеличения

Кликните по кнопке Change и оставьте выбранной только файловую систему APFS чтобы не искать другие файловый системы. Выберите Save to File и задайте место для сохранения информации о сканировании. Если придется прерывать сканирование, его можно будет продолжить путем загрузки сохраненной информации о сканировании.

Кликните по кнопке Known File Types и выберите только те типы файлов, которые могли быть на диске. Выберите все типы файлов, даже те, которые вы не хотите восстанавливать. Это надо чтобы правильно найти нужные файлы. См. статью Принципы Восстановления Данных чтобы понять почему.
Известные типы файлов, выбранные для стертого диска APFS
Рис.5. Известные типы файлов, выбранные для стертого диска APFS
Кликни по изображению для его увеличения

Кликните по кнопке Scan когда зададите все необходимые опции.

3. Начнется скан, и R-Studio будет показывать его прогресс.
Прогресс сканирования SSD диска
Рис.6. Прогресс сканирования SSD диска
Кликни по изображению для его увеличения

4. После окончания сканирования просмотрите результаты.
Результаты сканирования
Рис.7. Результаты сканирования
Кликни по изображению для его увеличения

R-Studio должна найти новый диск APFS (в нашем случае Recognized4 - APFS_New) и стертый диск (Recognized5 - APFS_Old). Она также может найти некоторые другие разделы, которые раньше были на диске. Их размер и положение могут дать вам подсказку где может быть тот, которую вы ищите. См. он-лайн справку по R-Studio: Восстановление Данных при помощи R-Studio.

Кажется естественным попробовать открыть Recognized5, так как у него метка APFS_Old, но при двойном клике по этому разделу мы видим следующее сообщение:
Попытка открыть старый диск APFS
Рис.8. Попытка открыть старый диск APFS
Кликни по изображению для его увеличения

Понятно, что нам надо искать наши потерянные файлы в другом месте.

Следующий кандидат - раздел Recognized4. Когда мы открываем его, мы видим остатки стертой файловой системы и некоторые дополнительно найденные файлы (Extra Found Files). Так как новый диск полностью пустой, то очевидно что эти файлы должны принадлежать стертой файловой системе.
Потерянные файлы на отсканированном новом диске APFS
Рис.9. Потерянные файлы на отсканированном новом диске APFS
Кликни по изображению для его увеличения

5. Найдите нужные файлы и просмотрите их двойном кликом.

Некоторые потеряные файлы найдены при помощи анализа остатков файловой системы стертого диска. Их имена, пути и некоторые файловые атрибуты могут быть восстановлены.
Потерянные файлы со стертой файловой системы
Рис.10. Потерянные файлы со стертой файловой системы
Кликни по изображению для его увеличения

Другие файлы найдены при помощи поиска известных типов файлов (поиск по файловым сигнатурам). Их имена, пути и файловые атрибуты восстановить невозможно. R-Studio либо использует внутренние файловые теги для создания осмысленных имен файлов, или генерирует случайное имя типа 0280.mp4.
Потерянные файлы, найденные поиском известных типов файлов
Рис.11. Потерянные файлы, найденные поиском известных типов файлов
Кликни по изображению для его увеличения

Вы может искать какой-нибудь особый файл или несколько файлов используя мощные возможности по поиску и выбора файлов в R-Studio. См. он-лайн справку по R-Studio: Поиск Файла.

Постарайтесь просмотреть как можно больше файлов для оценки шансов на успешное восстановление файлов. Большие графические и видео файлы особенно полезны для этой цели.

Когда вы убедитесь, что шансы на успешное восстановление ваших утеряных файлов, вы можете купить лицензию и зарегистрировать R-Studio. Вы можете сделать это прямо не лету, без прерывания процесса восстановления. См. статью Установка/удаление/регистрация R-Studio for Mac для более полной информации.

Когда ваша копия R-Studio зарегистрирована, можно начинать реальное восстановление.

6. Отметьте все необходимые файлы и папки для восстановления, кликните по кнопке Recover Marked и выберите место для сохранения восстановленных файлов.
Файлы и папки, отмеченные для восстановления, и опции восстановления
Рис.12. Файлы и папки, отмеченные для восстановления, и опции восстановления
Кликни по изображению для его увеличения

При необходимости, укажите другие параметры восстановления. См. он-лайн справку по R-Studio: Основное восстановление файлов. Затем кликнете кнопку OK.

Начнется восстановление файлов, и R-Studio будет показывать его прогресс.
Прогресс восстановления файлов
Рис.13. Прогресс восстановления файлов
Кликни по изображению для его увеличения

По окончании восстановления R-Studio покажет финальный отчет с результатами восстановления.
Результаты восстановления файлов и отчет
Рис.14. Результаты восстановления файлов и отчет
Кликни по изображению для его увеличения

Иногда R-Studio может выдать предупреждения что восстанавливаемые файлы уже существуют. Она обрабатывает такие файлы как указано на закладке Advanced диалога Recover. По умолчанию она переименовывает повторяющиеся файлы.

Результаты восстановления данных
Результаты можно увидеть в папке, выбранной на диалоге Recover.
Восстановленные файлы
Рис.15. Восстановленные файлы
Кликни по изображению для его увеличения

Заключение
R-Studio смогла успешно восстановить файлы со стертого диска APFS. Она смогла восстановить некоторые части стертой файловой системы с именами файлов, их путями и другими атрибутами. Остальные файлы были восстановлены без этих атрибутов, но их содержимое осталось целым.

Ключевым моментом такого успеха было то, что ничего не было записано на диск после его стирания, и команда Trim в системе была отключена во время восстановления файлов.

R-Studio отсканировала стертый диск и нашла утраченные файлы в демо-режиме, т.е., без ее покупки и регистрации. Она была зарегистрирована только тогда, когда стало понятным, что восстановление файлов должно быть успешным. Регистрация может быть произведена на лету, т.е., без прерывания процесса восстановления.

Data Recovery from an Erased APFS Disk

APFS (Apple File System) is a proprietary file system introduced by Apple Inc. for macOS High Sierra and iOS 10.3, and later. This file system is specially designed for flash and solid-state drives (SSD) to fully utilize their features. As SSD devices become larger in capacity and cheaper in cost, they are more often used as external storage devices.

Only Mac computers running High Sierra and newer can read from and write to such disks. Windows and Linux computers cannot read and write to APFS disks without third-party software.

This article will show how to use R-Studio to recover files from an external SSD disk with the APFS file system that has been erased and then formatted again as a new APFS device.

Before We Begin
Please note that this article explains how to recover files from an erased APFS disk. If you need to recover files from disks with other file systems, read our other articles:

The disk must show no signs of any hardware failures. Otherwise, inspection by professional data recovery specialists is necessary. Any attempts to work with a disk with serious hardware malfunctions may seriously degrade your chances of recovering the data, as it is very likely to inflict more damage to your data recovery chances, even for a data recovery specialist.

Signs that a disk has a physical failure include:

  • The system does not recognize the device at all, or it appears with an unusual or garbled name.
  • A S.M.A.R.T. (Self-Monitoring, Analysis and Reporting Technology) utility warns that a severe hardware failure event has occurred. R-Studio can check S.M.A.R.T. conditions of your disk, and we explain how to do that below.

And one last reminder...
Do not connect the disk to a Mac computer that recognizes an APFS file system unless you're completely ready to start file recovery. It may effectively erase all the lost files without any visible signs of doing so.

Test Disk Setup: Initial Folder Structure and Files on the Drive
For this test, we used an external SSD disk formatted as an APFS storage device with the APFS_Old volume name. Then a file/folder typically set for an external disk was written to this disk.

Documents:

  • Archives: .zip files created in WinZip
  • PDFs: .pdf files created in Adobe Acrobat
  • Microsoft Office: .doc and .docx files created in Word; .xls and .xlsx files created in Excel
  • OpenOffice: .odt and .docx files created in Writer; .ods and .xlsx files created in Calc

Multimedia:

  • Music: .mp3 files
  • Pictures: .jpg and .png files
  • Video: .avi, .flv, .m4v, .mov, .mp4, .mpeg, .mts, and .mkv files.

Fig.1 shows the file/folder structure of our test disk:
Data_Recovery_from_Erased_APFS_01.png
Fig.1: Files and folders on the test disk.
Click image to enlarge

Using the Disk Utility in the macOS, we erased the old file system and created a new one with the APFS_New name. This new file system appears completely empty in Finder.

Data recovery process
Preliminary preparation:

  • We need a storage space large enough to store all recovered files. Any disk visible by your computer (including external or network drives) can be used for this purpose. In our case, we'll use the internal disk of the computer.
  • Download and install R-Studio. You don't have to immediately purchase and register you copy. You may run the program in its demo mode to estimate the chances for successful file recovery. If they are high enough, you may buy R-Studio and register on-the-fly without interrupting file recovery process. R-Studio running in the demo mode can perform all data recovery operations except saving recovered files.
    Note: We'll use the Mac version of R-Studio to illustrate the file recovery process, but you may use the Windows and Linux versions of R-Studio. R-Studio appearance will look different, but the functionality will be the same.
    Mac computers running Mac OS X earlier than High Sierra do not support the APFS file system, but R-Studio can recover files from APFS disks even on such computers. Moreover, R-Studio for Windows or Linux can work with the APFS file system, despite the fact that the host OS cannot even recognize it.
    If your Mac computer runs High Sierra or later, you should consider disabling the Trim command in your system. Read the File Recovery Specifics for SSD devices article for details.
  • Connect the test disk to your computer through the fastest available interface. Conventional Mac computers don't usually have SATA ports, so USB 3.0/Thunderbolt is the best option. USB 2.0 may appear too slow for large disks.

1. Run R-Studio and locate the erased disk
Data_Recovery_from_Erased_APFS_02.png
Fig.2: R-Studio Main panel with the connected erased disk.
Click image to enlarge

Check the S.M.A.R.T. status of the erased disk. This can be done even if it's connected through a USB port.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_02-1.png
Fig.3. S.M.A.R.T. status of the erased disk
Click image to enlarge

  • If the health status is CAUTION, there may be minor problems with the disk, but it should be safe to use the disk for data recovery purposes. The problems are likely to worsen, so check the S.M.A.R.T. parameters periodically to ensure that the health status hasn't gone to BAD. Creating an image of the disk is recommended, but this will require additional storage space.
  • If the health status is BAD, the disk conditions are critical and chances of hardware failure are high. The best recommendation for this case is to stop working with the disk and bring it to professional data recovery specialists. You may continue to work with the disk at your own risk, but disk imaging is very strongly recommended.

All S.M.A.R.T. attributes of our disk are OK, and we can proceed with file recovery.

2. Select the SSD device where the erased disk was located, click the Scan button, and specify scan parameters.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_03.png
Fig.4. Disk scan dialog box and scan parameters
Click image to enlarge

Click the Change button and leave only the APFS file system selected to avoid searching for other file systems. Select Save to File and specify the place to save scan info. If the disk scan has to be interrupted, it can be resumed by loading the saved scan information.

Click the Known File Types button and select only those file types that may have resided on the disk. Select all file types, even those you don't want to recover. This is necessary to find the required files correctly. See the File Recovery Basics: How Data Recovery Works article if you would like to learn why.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_04.png
Fig.5. Known file types selected for the erased APFS disk
Click image to enlarge

When you select all the necessary options, click the Scan button.

3. The scan will start and R-Studio will show its progress.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_05.png
Fig.6. Disk scan in progress for the SSD device
Click image to enlarge

4. When the scan is over, inspect its results.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_06.png
Fig.7. Scan results
Click image to enlarge

R-Studio should find the new APFS disk (Recognized4 - APFS_New in our case) and the erased APFS disk (Recognized5 - APFS_Old). R-Studio may find some other partitions that previously resided on the disk. Their size and position may give you a clue on how to find the one you're looking for. See R-Studio online help for more details: Data Recovery Using R-Studio.

It looks natural to open Recognized5, as it has the APFS_Old label, but when we double-click this partition, we see the following message:
Data_Recovery_from_Erased_APFS_07.png
Fig.8. Attempt to open the old APFS disk
Click image to enlarge

Clearly we must search for our lost files elsewhere.

The next candidate is the Recognized4 partition. When we open it, we can see the remnants of the erased file system and some Extra Found Files. As the new disk is completely blank, those files must belong to the erased file system.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_08.png
Fig.9. Lost files on the scanned new APFS disk
Click image to enlarge

5. Inspect and preview files by double-clicking a selected file.

Some lost files are found through the analysis of the remnants of the file system on the erased disk. Their file names, paths, and some file attributes can be recovered.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_09.png
Fig.10. Lost files form the erased file system
Click image to enlarge

The other files are found through the search for Known File Types (search for file signatures, or raw file recovery). Their file names, paths, and file attributes cannot be recovered. R-Studio either uses the internal file tags to create meaningful file names, or generates a random name like 0280.mp4.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_10.png
Fig.11. Lost files found by the search for Known File Types
Click image to enlarge

You may search for a particular file or set of files using the advanced find and mark capabilities of R-Studio. See R-Studio help for more details: Searching for a File.

Try to preview as many files as possible to estimate chances for successful file recovery. Large picture and video files are particularly useful for this purpose.

When you're sure that chances for successful recovery of your lost files are high, you can purchase a license and register R-Studio. You can do this on-the-fly, without interrupting file recovery. See the R-Studio for Mac install/uninstall/register article for details.

When your copy of R-Studio is registered, you may start the actual file recovery.

6. Mark all necessary files and folders for recovery, click the Recover Marked button, and choose a place to save the recovered files.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_11.png
Fig.12. Files and folders marked for recovery and recovery options
Click image to enlarge

If necessary, specify some other recover parameters. See R-Studio on-line help for details: Basic File Recovery. Then click the OK button.

File recovery will start and R-Studio will show its progress.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_12.png
Fig.13. File recovery progress
Click image to enlarge

When the recovery is over, R-Studio will show a final report with the results.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_13.png
Fig.14. File recovery results and report
Click image to enlarge

Sometimes R-Studio may throw some warnings that the files it's recovering already exist. It treats such files as specified in the Advanced tab of the Recover dialog box. By default it renames duplicate files.

Data recovery results
Results can be seen in the folder selected on the Recover dialog box.
Data_Recovery_from_Erased_APFS_14.png
Fig.15. Recovered Files
Click image to enlarge

Conclusions
R-Studio was able to successfully recover files from an erased APFS disk. It could restore some parts of the erased file system with file names, paths, and other attributes. The rest of the files were recovered without those attributes, but their content remained intact.

The key point of such success is the fact that nothing was written to the disk after it had been erased, and the Trim command was disabled in the system while recovering files.

R-Studio scanned the erased disk and found lost files in its demo mode, that is, without purchasing and registering the software. It was registered only when it became clear that the file recovery should be successful. Registration can be performed on-the-fly, without interrupting the recovery process.

© Copyright 2000-2019 R-Tools Technology Inc.
We use cookies to ensure you get the best experience on our website.   Read more Got It