Мы обеспечиваем пользователей по всему миру наиболее эффективным, надежным и экономичным решением из доступных на рынке программного обеспечения.
  • Особенности восстановления файлов с устройств SSD и других устройств, поддерживающих команду TRIM

Годами скорость и емкость были самыми важными параметрами для устройств хранения данных. В тоже самое время такие устройства должны оставаться компактными и без излишнего потребления энергии, что особенно важно для ноутбуков и портативных устройств хранения данных. Такие устройства также должны быть доступными для домашних потребителей и малого бизнеса. Электронная промышленность предложила вполне рациональное решение: она предлагает твердотельные устройства (SSD) как ультра-быстрые устройства и 2.5" жесткие диски с технологией SMR как высокоемкие и в тоже время компактные устройства с низким потреблением энергии. Соответственно, устройства SSD используются в основном как системные и своп-устройства из-за своей быстроты, а 2.5" жесткие диски с технологией SMR - как устройства хранения большой емкости. А когда оба этих типа используются вместе, такая гибридная система становится очень быстрой и емкой. Наша статья "Как перенести уже установленную Windows со старого HDD на новый SSD и создать гибридную систему хранения данных" показывается как это сделать.

Однако помимо многих преимуществ такие устройства обладают и некоторыми недостатками, особенно когда это касается восстановления удаленных и потерянных файлов с устройства с поддержкой команды TRIM/UNMAP.

Мы начнем наше объяснения с некоторых основных принципов их работы.

Устройства SSD
В большинстве современных компьютеров, даже в совсем недорогих, стоят твердотельные диски (SSD) как системные (и очень часто единственные) устройства хранения данных. Такие устройства быстрее, работают тихо, потребляют меньше энергии и более устойчивы к физическим воздействиям, по сравнению с обычными жесткими дисками.

Существуют 2 типа устройств SSD, различающиеся своими форм-факторами: старый 2.5" (аналогичный обычным HDD), и новый - M.2, выглядящий аналогично планкам памяти.
2 форм-фактора устройств хранения SSD: 2.5" (слева) и M.2 (справа)
Рис.1. 2 форм-фактора устройств хранения SSD: 2.5" (слева) и M.2 (справа)
Кликните по изображению для его увеличения

К несчастью, такие устройства также имеют некоторые серьезные недостатки, и восстановление файлов - один из них

Основы работы устройств SSD

При удалении файла с механического диска, ОС просто отмечает как свободную ту часть диска, которую файл занимал, но сами данные остаются нетронутыми на диске, пока их не перепишет новый файл. Когда программа восстановления данных обратиться к этой нетронутой области, она получит старые данные. Именно на этом основано восстановление данных.

Но устройство SSD должно использовать для записи свежих данных либо свои новые ячейки, либо сначала стереть предыдущие данные. Стирание старых данных в устройствах SSD достаточно медленный процесс. Именно поэтому удаление файлов в устройствах SSD работает следующем образом: когда пользователь, программа, или сама ОС удаляет файл, ОС запускает команду TRIM, которая информирует устройство SSD о том, что эти данные больше не нужны. Устройство SSD переводит ячейки, в которых хранился файл в специальный пул, чтобы стереть их потом. Если какая-либо программа или ОС запрашивает данные из этих ячеек, SSD возвращает просто мусор или нули.

Более того, устройство постоянно перемещает данные по своим ячейкам для более равномерного их износа. Только само устройство знает где конкретно хранятся данные файла в конкретное время. ОС этим процессом не управляет, и, более того, у нее нет никаких возможностей узнать реальное физическое место данных.

Именно поэтому восстановление данных с устройство SSD при использовании команды TRIM очень сложно, если вообще возможно.

SSD - твердотельные устройства хранения данных, как и другие типы флеш-памяти (карты SD, внешние флешки, и т.п.), но не все твердотельные устройства хранения данных являются SSD. R-Studio показывает поддерживает ли флэш-устройства команду TRIM в поле Features field на закладке S.M.A.R.T.
Поддержка TRIM в устройстве SSD
Рис.2. Поддержка TRIM в устройстве SSD
Кликните по изображению для его увеличения

Жесткие диски с технологией SMR
Технология SMR (Shingled Magnetic Recording)- Метод черепичной магнитной записи используется для преодоления основного препятствия к увеличению емкости в компактных жестких дисках: ограничения по плотности записи. В отличие от обычных жестких дисков, которые записывают данные в неперекрывающихся магнитных дорожках, параллельных друг другу, диски SMR записывают в частично перекрывающиеся дорожки, что дает повышенную плотность дорожек. Такая запись напоминает черепицу на крыше, откуда и название.

Такая технология действительно увеличивает емкость диска, но когда нужно перезаписать или удалить данные, такая операция также будет влиять и на часть перекрывающихся дорожек с соответствующими данными. Для сохранения данных на перекрывающихся дорожках, они должны быть записаны в другое место, что сильно замедляет такую операцию. ДЛя ускорения такого процесса используются те же самые принципы и команда TRIM, что и в устройствах SSD. И влияет на восстановление данных это таким же образом: когда какая-либо программа или ОС запрашивает данные удаленных файлов, жесткий диск возвращает нули или мусор, что делает восстановление данных предельно сложным или невозможным.

Обычно диски SMR имеют специальное обозначение на корпусе.
Жесткий диск с технологией SMR
Рис.3. Жесткий диск с технологией SMR
Кликните по изображению для его увеличения

R-Studio показывает поддерживает ли жесткий диск команду TRIM в поле Features на закладке S.M.A.R.T..
Поддержка TRIM в жестких дисках с технологией SMR
Рис.4. Поддержка TRIM в жестких дисках с технологией SMR
Кликните по изображению для его увеличения

Устройства хранения данных, ОС и файловые системы, поддерживающие команду TRIM
Команда TRIM работает тогда, когда все три компонента поддерживают их: устройство хранения данных, операционная система и файловая система на устройстве. Практически все современные устройства SSD и жесткие диски формата 2.5" больше 1 ГБ поддерживают команду TRIM. Что касается сложных томов, состоящих из таких устройств, тут все не так однозначно. Linux LVM2 и софтверные RAID'ы в Windows поддерживают команду TRIM, в то время как софтверные RAID'ы в macOS и большинство специализированных RAID-контроллеров - нет.

Более сложно обстоит дело с виртуальными машинами. То, что виртуальный диск хранится на устройстве с поддержкой TRIM не имеет значения. Для внешней ОС этот диск - нормальный файл, и все дисковые операции в виртуальной машине - операции чтения-записи для этого файла. А вот внутри виртуальной машины с виртуальным диском с поддержкой TRIM все зависит от программ виртуализации. Некоторые просто эмулируют команду TRIM и выдают мусор без каких-либо реальных изменений в файле устройства с поддержкой TRIM, а некоторые меняют данные в файле.

Основные ОС и файловые системы, которые поддерживают команду TRIM:

TRIM вкл/выкл по умолчанию Файловые системы Когда выдается команда TRIM
Windows (7 и новее)
Вкл NTFS и ReFS (только для Windows Storage Space) Сразу после удаления
macOS (Mac OS X Lion 10.6.8 и новее)
Вкл для устройств SSD от Apple
Выкл для устройств SSD не от Apple
APFS и HFS+ Сразу после удаления
Linux (Ядро 2.6.28 и новее)
Вкл для большинства дистрибутивов, но зависит от настроек. Ext4, Btrfs, JFS, XFS, F2FS, NTFS Зависит от дистрибутивов и настроек, обычно раз в неделю, но может быть и сразу после удаления

Как команда TRIM влияет на восстановление данных
Удаленные файлы и переформатированные диски:
Windows и Mac: Практически всегда невозможно. Даже поиск по файловым сигнатурам не помогает.
Linux: Возможно если выполнять до запуска команды TRIM.

Файлы, утерянные в слегка поврежденных файловых системах (распознаваемых своими ОС):
Каждая ОС постепенно исправляет такую файловую систему используя команду TRIM для удаления мусора, неправильных файловых записей и ненужных файлов. Восстановление данных возможно, если выполняется быстро и на системах с отключенной командой TRIM.

Сильно поврежденные файловые системы (не распознаваемые своими ОС):
Восстановление данных возможно потому что ОС не может исправить их и не удаляет данные.

Как минимизировать негативный эффект команды TRIM
Можно предпринять некоторые шаги для минимизации эффекта от команды TRIM в случаях, когда возможно восстановление данных.

  • Отключите команду TRIM при восстановлении данных. Не забудьте включить ее обратно после окончания восстановления.

Windows:
Нажмите комбинацию клавиш на клавиатуре Win + X .
Появится Windows PowerShell
Введите "fsutil behavior set DisableDeleteNotify 0/1"
(1 для отключения, 0 для включения)

macOS:
Введите в Terminal'е, "sudo trimforce disable"
Введите административный пароль и ответьте "Y" на несколько вопросов.
Компьютер автоматически перезагрузится с отключенной командой TRIM.

Для включения команды TRIM обратно, введите "sudo trimforce enable".

Linux:
Зависит от дистрибутива и настроек. Обратитесь к документации для вашего случая.

Заключение
Восстановление данных с устройства с поддержкой TRIM на основных ОС невозможно для удаленных файлов и переформатированных дисков, и очень трудно в других случаях, по крайней мере, с чисто программными решениями. Любой, кто утверждает обратное, либо некомпетентен, либо сознательно обманывает своих клиентов.Исключением являются небольшая группа очень продвинутых компания с очень квалифицированным персоналом, которые могут в некоторых случаях восстанавливать данные, удаленные с устройств SSD с включенной командой TRIM. Но и в этом случае такая процедура требует физического доступа к компонентам устройства и серьезного ручного исследования.

Вот почему правильное и регулярное резервное копирование данных особенно важно для компьютеров с SSD-устройствами хранения данных. Программа R-Drive Image, созданная фирмой R-TT Inc. очень удобна для резервного копирования таких устройств. Если в вашем компьютере стоит устройство SSD или жесткий диск, мы рекомендует вам скачать тестовую копию, полностью работающую в течении 30 дней.

Отзывы о Восстановлении Данных
362 feedbacks
Rating: 4.8 / 5
Hi!

I used some software for data recovery on MAC, but THIS IS only one, that help me!!!

THX :)

bye
Tom from Hungary
I want to upgrade it to the technician tool.
This tool is amazing. I was able to recover 5 years` worth of lost photos by imaging 4 disks from a corrupted RAID 10 array.

It did a byte copy of the disks and then replicated the array layout and I could see the files instantly. I`d recommend it to anyone, especially at these license fees. You`ll struggle to get better for the price.
After several attempts, using various softwaretools, I wasn`t able to recover any files from my encrypted drive.
I almost had to come to terms with the darkest of dark scenarios, losing it all to oblivion and no one to blame but myself.
Then I came across the demo version of R-studio and decided to giving it a final try.
YES-yes-yes... Utterly wonderfully fabulously FANTASTIC R-Studio!
The most important files were in good condition so (the paid version of) R-Studio could recover these right away.
Unfortunately ...
I accidentally deleted several gigs worth of data from an external drive - no restore point. I tried other recovery software, but what was `recovered` was mostly junk files in randomized order. Considering the cost of professional data recovery, and given the online reviews, I decided to purchase R-Studio.

Wow. Everything - like, EVERYTHING I had ever moved to the Trash from that drive - was recovered, folder and subfolder structure intact.

I am grateful and beyond impressed at this program`s price point ...

We are committed to providing fast, efficient, and affordable software solutions that set new standards in the software development industry.
  • File Recovery Specifics for SSD and Other Devices Supporting the TRIM/UNMAP command

(TRIM is a SATA command, UNMAP is its SCSI/ SAS analog)

For years speed and capacity have been the most challenging parameters for storage devices. At the same time such devices should remain compact and not power-hungry, which is especially important for laptops and portable storage devices. Such devices should also be affordable to home and small business consumers. Electronic industry has come out with a rational solution: it offers solid-state drives (SSD) as ultra fast storage devices and 2.5" SMR hard drives as high-capacity yet compact and low-power-consuming storage devices. Respectively, SSDs are used primarily as system devices, scratch, and temporary storage devices due to their speed, while 2.5" SMR hard drives are used as high-capacity storages. And when both these types are used together, the overall hybrid system becomes very fast and capacious. Our article "How to Move the Already Installed Windows from an Old HDD to a New SSD Device and Create a Hybrid Data Storage System" explains how to create such a system.

Beside a lot of advantages, such devices have some drawbacks, especially when it comes to accidentally deleted or lost files recovery. In this article we will explain why it's so and what to expect when you recover files from a device with the TRIM/UNMAP command.

We'll start our explanations with some basic principles of their operations.

SSD devices
Most modern computers, even very inexpensive ones, have an SSD as their system storage device (and quite often the only one). Such devices are faster, run silently, consume less power, and more resistant to physical shock when compared to conventional hard disk drives.

There are two types of SSD devices which differ in their form factors: with the old 2.5" one (the same as for conventional HDDs) and a new one M.2, which looks similar to a memory plank.
Two form-factors of SSD storage devices: 2.5" (left) and M.2 (right)
Fig.1. Two form-factors of SSD storage devices: 2.5" (left) and M.2 (right)
Click image to enlarge

Unfortunately, such devices have also some serious drawbacks, with file recovery being one of them.

SSD Basics
When a file is deleted from a mechanical drive, the OS simply marks the disk area occupied by the file as free, but its data is left on the disk untouched until some new file overwrites it. When a data recovery program accesses the untouched area it gets the old data. That is how file recovery works.

An SSD however, must either use its new cells, or first purge the old data in the occupied cells to store the fresh data. Purging old data in SSDs is quite a slow process. That is why file deletion in an SSD works in the following way: when a user, program, or OS itself deletes a file, the OS issues the TRIM command that informs the SSD that the data is no longer needed. The SSD puts the cells the file occupied to a special pool to be purged later. When any program or OS requests data from those cells, the SSD simply returns garbage or zeros.

Moreover, the device constantly shuffles the data across its cells to level their wear, and only the device itself knows where the file data is stored at any given time. The OS has no control over this process, and furthermore, it has no means to know the actual physical location of the data.

This is why data recovery from SSD devices when the TRIM command is used is extremely difficult, and in most cases impossible.

SSDs are solid state storage devices, like other flash memory types (SD cards, memory sticks, and alike), but not all solid state storage devices are SSDs. R-Studio shows whether the flash device supports the TRIM command in the Features field on the S.M.A.R.T. tab.
TRIM support in SSD devices
Fig.2.TRIM support in SSD devices
Click image to enlarge

Hard drives with the SMR technology
The SMR (Shingled Magnetic Recording) technology is used to overcome the main obstacle for increasing capacity in compact hard drive: limitations for storage density. Unlike conventional hard drives which write data in non-overlapping magnetic tracks parallel to each other, SMR drives write data in partially overlapping tracks allowing for higher track density. Such recording resembles roof shingles, hence the name.

This technology indeed increases hard drive capacity, but when data is to be overwritten or deleted, this operation will affect a part of other overlapping tracks with the corresponding data, too. To save the data on the overlapping tracks, it should be written elsewhere, which makes this operation very slow. To accelerate this process, the same principles as in SSD devices and the same command TRIM are used. The effect to data recovery is the same: when any program or OS requests data from deleted files, the hard drive returns zeros or garbage, making data recovery extremely difficult or impossible.

Usually SMR disks bear a special mark on its case.
Hard drive with the SMR technology
Fig.3.Hard drive with the SMR technology
Click image to enlarge

R-Studio shows whether the hard drive supports the TRIM command in the Features field on the S.M.A.R.T. tab.
TRIM support in hard drives with the SMR technology
Fig.4.TRIM support in hard drives with the SMR technology
Click image to enlarge

Storage devices, OSs, and file systems that support the TRIM command
TRIM works when all three components support it: a storage device, operating system, and file system on the TRIM-supported device. Almost all modern SSD devices and 2.5" hard drives large than 1 TB support the TRIM command. As for complex volumes consisting of SSDs and SMR hard drives, it depends. Linux LVM2 and Windows software RAIDs support TRIM, whereas software RAIDs in macOS and most hardware RAID controllers don't.

Virtual disks of virtual machines are a little trickier. The fact that a virtual disk is stored on a TRIM-supported devices doesn't mean anything. For the host OS, this disk is a valid file and all disk operations of its virtual machine is read-write operations for that file. Inside the virtual machine with a virtual TRIM-supported disk, it all depends on the virtualization software. Some just simulate the TRIM command and return garbage without any actual changes on the SSD file, while some change file data.

Major OSs and file systems that support the TRIM command:

TRIM on/off by default File systems When TRIM is issued
Windows (7 and newer)
On NTFS and ReFS (Windows Storage Space only) Immediately upon deletion
macOS (Mac OS X Lion 10.6.8 and newer)
On on native Apple SSD devices
Off on non-native devices
APFS and HFS+ Immediately upon deletion
Linux (Kernel 2.6.28 and newer)
On on most distros, but depends on settings. Ext4, Btrfs, JFS, XFS, F2FS, NTFS Depends on distros and settings, usually weekly, but may be immediately upon deletion

How the TRIM command affects data recovery
Deleted files and formatted disks:
Windows and Mac: Almost always impossible. Even raw file recovery cannot help.
Linux: Possible if done before the TRIM command is issued.

Files lost in slightly damaged file systems (recognized by their native OS):
Every OS is gradually repairing such file systems using the TRIM command to delete garbage, invalid file records, and unnecessary files. Data recovery is possible if done fast and on systems with the TRIM command disabled.

Severely damaged file systems (not recognized by their native OS):
Data recovery is possible because the OS cannot repair them and doesn't delete any data.

How to minimize the negative effect of the TRIM command
Some steps can be made to minimize the negative effect of the TRIM command when the data recovery is possible.

  • Disable the TRIM command while recovering data. Don't forget to enable it once file recovery is complete.

Windows:
Press Win + X key key combination.
Windows PowerShell will appear:
Enter "fsutil behavior set DisableDeleteNotify 0/1"
(1 to disable, 0 to enable)

macOS:
In Terminal, enter "sudo trimforce disable"
Enter the administrative password, and answer "Y" to several questions.
The computer will automatically restart with TRIM disabled

To enable TRIM back, enter "sudo trimforce enable".

Linux:
Depends on distros and settings. Consult documentation for the particular installation.

Conclusion
Data recovery from TRIM-supporting devices operating on a major modern OS is mostly impossible for deleted files and formatted devices, and very difficult in other cases, at least when only software solutions are used. Anyone claiming otherwise is either incompetent or willfully deceiving their customers. The exception is a very small number of highly advanced data recovery companies with qualified personnel that in some cases can recover data deleted from an SSD device with the enabled TRIM command. Still, such procedure requires physical access to device's internal components and a lot of manual investigation.

This is why proper and regular data backup is especially important for computers with SSD storage devices. R-Drive Image, created by R-TT Inc., is a powerful and adored software for backing up SSDs and another storage devices. You can download its fully functional version and try it for 30 days with no restrictions.

Data Recovery Feedback
362 feedbacks
Rating: 4.8 / 5
Hi!

I used some software for data recovery on MAC, but THIS IS only one, that help me!!!

THX :)

bye
Tom from Hungary
I want to upgrade it to the technician tool.
This tool is amazing. I was able to recover 5 years` worth of lost photos by imaging 4 disks from a corrupted RAID 10 array.

It did a byte copy of the disks and then replicated the array layout and I could see the files instantly. I`d recommend it to anyone, especially at these license fees. You`ll struggle to get better for the price.
After several attempts, using various softwaretools, I wasn`t able to recover any files from my encrypted drive.
I almost had to come to terms with the darkest of dark scenarios, losing it all to oblivion and no one to blame but myself.
Then I came across the demo version of R-studio and decided to giving it a final try.
YES-yes-yes... Utterly wonderfully fabulously FANTASTIC R-Studio!
The most important files were in good condition so (the paid version of) R-Studio could recover these right away.
Unfortunately ...
I accidentally deleted several gigs worth of data from an external drive - no restore point. I tried other recovery software, but what was `recovered` was mostly junk files in randomized order. Considering the cost of professional data recovery, and given the online reviews, I decided to purchase R-Studio.

Wow. Everything - like, EVERYTHING I had ever moved to the Trash from that drive - was recovered, folder and subfolder structure intact.

I am grateful and beyond impressed at this program`s price point ...