Восстановление файлов после переустановки Windows

Иногда это происходит. Таинственным образом Windows оказывается установленной совсем на другом диске чем предполагалось. Более того, именно на этом диске были очень важные файлы, к которым теперь нет доступа. Теперь вернуть эти файлы обратно становится самой насущей задачей. Да, эту задачу можно решить используя такие программы восстановления данных как R-Studio. И эта статья подробно объяснит как это сделать.

Предварительная информация
Начнем мы с краткой информации о том, как Windows хранит файлы на диске и что происходит после полной переустановки Windows на этот диск. (Если вам нужна более подробная информация об этом, обращайтесь к нашей статье Принципы Восстановления Данных, где об этом рассказано более подробно.) Понадобится нам эта информация для того, чтобы оценить что именно можно восстановить и как это сделать.

Практически все современные операционные системы (ОС), включая Windows, MacOS и Linux, хранят информацию о папках и файлах (такую как имена, размеры, временные отметки и точное физическое расположение данных файла на диске), отдельно от самих данных. Современные ОС семейства Windows, такие как Windows XP, 7, 8/8.1, 10, используют диски с файловой системой NTFS, где такая информация хранится в Master File Table (MFT).

Когда ОС производит операции с файлами, она обычно делает изменения в информации о файлах и оставляет данные файла неизменными до тех пор, пока ей не понадобится для чего-нибудь это дисковое пространство, например, для хранения данных нового файла. Таким образом, даже если информация о файле пропадает, есть шансы, что сами данные файла все еще остаются на диске. Но если данные на диске перезаписаны, то они пропадают навсегда. Ни одна из программ или коммерчески доступный метод восстановления данных не в состоянии их восстановить.

Существуют два метода, которые используют все программы по восстановлению файлов:
1. Анализ файловой информации на диске. Довольно часто можно найти некоторые остатки информации о старых файлах (обычно копию старой MFT) и восстановить их со всей информацией, такой как имена файлов, временных отметок, или даже всю полную структуру файлов и папок.
2. Поиск "файловых сигнатур" по данным на диске. Файловые сигнгатуры - это одинаковые последовательности данных которые обозначают начало и конец файла. Практически каждый тип файлов имеет как минимум одну файловую сигнатуру. Такой метод способен восстанавливать данные еще более успешно, чем первый, но он не способен воссоздать оригинальные имена файлов, временные метки, не говоря уже о структуре файлов и папок на диске. И есть еще один недостаток этого метода - он может восстанавливать только нефрагментированные файлы.

А теперь мы посмотрим на то, что происходит при полной переустановке Windows и на перспективы восстановления файлов.
Важное замечание: Даже если кажется, что эти перспективы не очень хорошие, все равно имеет смысл постараться восстановить файлы, учитывая, что R-Studio при работе в Демо-режиме (тоесть, без покупки программы) дает возможность выполнять все задачи по восстановлению файлов, за исключением сохранения восстановленных файлов. В этом режиме вы сможете оценить что можно восстановить и насколько результат соответствует деньгам, которые вы затратите. Иногда результаты восстановления файлов оказываются намного лучше ожидаемых.

Случай 1. Новая Windows была установлена на уже существующий единственный раздел:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_01.png
Рис.1. Новая Windows была установлена на уже существующий единственный раздел
Для увеличения изображения кликните по нему

Такая установка заменяет старые системные файлы Windows на новые и удаляет старые пользовательские файлы. Что еще хуже, она полностью перезаписывает старую MFT на новую, полностью уничтожая всю информацию о файлах. Также данные некоторых пользовательских файлов оказываются перезаписанными новыми системными файлами Windows, но обычно таких перезаписанных файлов немного, при условии, что новых пользовательских файлов записано не было.

Таким образом, можно ожидать, что большинство восстанавливаемых файлов будут восстановлены при помощи поиска файлов по их сигнатурам. Т.е., только нефрагментированные и без их имен и другой информации. При удачи могут найтись остатки предыдущей информации о файлах, разбросанные по диску, которую можно использовать для восстановления некоторых файлов с их именами и другой информацией. Наверняка будет невозможно восстановить полностью старую структуру файлов и папок.

Случай 2: Диск был разделен на два новых раздела, и новая Windows была установлена на одной из них:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_02.png
Рис.2. Диск был переразбит: два новых раздела вместо одного старого. Новая Windows была установлена на новом Разделе 1.
Для увеличения изображения кликните по нему

Можно ожидать результаты восстановления файлов аналогичными Случаю 1, принимая во внимание то, что появилась еще одна, обычно маленькая, область на диске с перезаписанными данными:

Большинство восстанавливаемых файлов будут восстановлены при помощи поиска файлов по их сигнатурам. Т.е., только нефрагментированные и без их имен и другой информации. При удачи могут найтись остатки предыдущей информации о файлах, разбросанные по диску, которую можно использовать для восстановления некоторых файлов с их именами и другой информацией. Наверняка будет невозможно восстановить полностью старую структуру файлов и папок.

Случай 3: Диск был переразбит: один новый раздел вместо двух старых. На нем была установлена новая Windows:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_03.png
Рис.3. Диск был переразбит: один новый раздел вместо двух старых. Новая Windows была установлена на новом Разделе 1.
Для увеличения изображения кликните по нему

Можно ожидать результаты восстановления файлов аналогичными Случаю 1 для старого Раздела 1:
Большинство восстанавливаемых файлов будут восстановлены при помощи поиска файлов по их сигнатурам. Т.е., только нефрагментированные и без их имен и другой информации. При удачи могут найтись остатки предыдущей информации о файлах, разбросанные по диску, которую можно использовать для восстановления некоторых файлов с их именами и другой информацией. Наверняка будет невозможно восстановить полностью старую структуру файлов и папок.

Ситуация, однако, совершенно другая для старого Раздела 2: скорее всего будет возможно найти старую информацию о файлах, и все файлы могут быть восстановлены с их именами и другой информацией. Более того, будет возможным успешно восстановить старую структуру файлов и папок.

Случай 4. Новая Windows была установлена на одном из разделов диска с двумя разделами:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_04.png
Рис.4. Новая Windows была установлена нв новом Разделе 1. Для увеличения изображения кликните по нему

Можно ожидать результаты восстановления файлов аналогичными Случаю 1 для старого Раздела 1:
Большинство восстанавливаемых файлов будут восстановлены при помощи поиска файлов по их сигнатурам. Т.е., только нефрагментированные и без их имен и другой информации. При удачи могут найтись остатки предыдущей информации о файлах, разбросанные по диску, которую можно использовать для восстановления некоторых файлов с их именами и другой информацией. Наверняка будет невозможно восстановить полностью старую структуру файлов и папок.

Старый Раздел 2 появится в новой Windows как новый Раздел 2 со всей действующей файловой системой. Восстановление файлов не требуется, потому что все старые файлы со всей структурой файлов и папок будет полностью доступны в новой Windows.

Пример восстановления файлов
В качестве примера рассмотрим восстановление пользовательских файлов для Случая 3, т.к. это соответствует и случаям 1 и 4.

Был компьютер под Windows 8 с жестким диском, разделенным на 2 раздела, пользовательские файлы хранились на обоих. Файлы были типа JPG, MP3 и видео.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_05.png           File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_06.png
Рис.5. Пользовательские файлы на Windows 8.
Для увеличения изображения кликните по нему

Во время ошибочной полной установки Windows 10 диск был переразбит с двух разделов на один, и Windows 10 была установлена на новый и единственный раздел. Задача заключается в восстановлении пользовательских файлов с обоих старых разделов.

До начала восстановления надо проделать некоторую предварительную работу
1. Для восстановления файлов будем использовать загрузочный диск с R-Studio Emergency для того, чтобы избежать установки программ (и соответствующей перезаписи старых файлов) на компьютер, с которого мы собираемся восстанавливать файлы. Если это устройство достаточно емкое, мы также будем использовать его для сохранения восстановленных файлов.

2. Если устройство с R-Studio не достаточно емкое, надо приготовить место для сохранения восстановленных файлов. В зависимости от их предполагаемого объема, это может быть другая USB-флэшка, внешний USB-диск, или даже сетевое устройство хранения данных.

3. Скачайте и установите R-Studio Emergency Startup Media Creator. Использовать для этого надо другой компьютер чтобы не записывать новые данные на компьютер с новой Windows. Запустите Creator и создайте загрузочное USB-устройство. Когда программа попросит вас зарегистрироваться, можно пропустить этот шаг и работать в Демо-режиме.

Теперь все готово для начала восстановления данных.

Восстановление файлов
1. Запустите компьютер с Windows при помощи загрузочного диска с R-Studio Emergency.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_07.png
Рис.6. Загрузка R-Studio Emergency
Для увеличения изображения кликните по нему
Выберите R-Studio Emergency GUI (Graphic Mode) и нажмите клавишу Enter на клавиатуре.

После окончания загрузки R-Studio Emergency покажет диски на компьютере.

2. Просмотрите найденные диски и разделы.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_08.png
Рис.7. Компьютерные диски в R-Studio Emergency
Для увеличения изображения кликните по нему

3. Выберите жесткий диск с новой Windows и кликните по кнопке Scan.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_09.png
Рис.8. Параметры сканирования диска
Для увеличения изображения кликните по нему
Кликните по кнопке Change и оставьте выбранной только NTFS. Убедитесь что также выбрана опция Extra Search for Known File Types. Отметьте Save to File и укажите внешний USB-диск как место для сохранения информации о скане. Может оказаться нужным загрузить ее позже если придется прервать процесс восстановления файла.
Моожно прочитать больше про параметры сканирования в сетевой справке по R-Studio: Сканирование Диска.
Затем кликните по кнопке Scan.

R-Studio начнет сканирование показывая его прогресс.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_10.png
Рис.9. Сканирование диска
Для увеличения изображения кликните по нему

После окончания сканирования R-Studio покажет найденные диски и разделы.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_11.png
Рис.10. Результаты сканирования диска
Для увеличения изображения кликните по нему
Как и ожидалось, R-Studio нашла всю информацию по старому Разделу 2 и ничего по старому Разделу 1. Начнем восстановление файлов со старого Раздела 2, так там как их будет легко найти.

4. Кликните дважды по разделу и R-Studio составит список файлов на ней и покажет структуру файлов и папок.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_12.png
Рис.11. Файлы, найденные на старом Разделе 2
Для увеличения изображения кликните по нему

Теперь надо решить сможет ли R-Studio Emergency восстановить файлы с этого раздела, и, таким образом, стоит ли нам покупать ее и регистрировать.
Перейдите в папку Photos и дважды кликните по файлу чтобы его посмотреть.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_13.png
Рис.12. Просмотр файлов
Для увеличения изображения кликните по нему
Если такой просмотр был успешным для нескольких файлов, можно покупать R-Studio и регистрировать ее чтобы начать сохранение восстановленных файлов.

5. Выберите файлы, которые вы хотите восстановить, и кликните по кнопке Recover Marked.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_14.png
Рис.13. Параметры восстановления файлов
Для увеличения изображения кликните по нему
О параметрах восстановления файлов можно узнать больше в сетевой справке по R-Studio.
Задайте место для сохранения восстановленных файлов и, при необходимостит, другие параметры и кликните по кнопке OK.

R-Studio начнет восстановление файлов, показывая его прогресс.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_15.png
Рис.14. Прогресс восстановления файлов
Для увеличения изображения кликните по нему

После завершения этого процесса восстановления файлов можно начинать восстановление файлов со старого Раздела 1. Тут ситуация гораздо более сложная, так как R-Studio не смогла найти следов от старого Раздела 1, и нам придется полагаться только на восстановление файлов по файловым сигнатурам.

1. Вернитесь на закладку Device tab и дважды кликните по Extra Found Files. R-Studio покажет найденные файлы, отсортированные по их типам.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_16.png
Рис.15. Файлы со старого Раздела 1, найденные по их сигнатурам
Для увеличения изображения кликните по нему

2. Перейдите в папку JPEG Digital Camera и дважды кликните по несколькоим файлам чтобы убедиться что их можно восстановить.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_17.png
Рис.16. Просмотр файлов
Для увеличения изображения кликните по нему
Так как файлов для восстановления много, и у них нет оригинальных имен, то было бы трудно выбирать их для восстановления по одиночке. Мы восстановим все необходимые папки сразу и отсортируем восстановленные файлы потом.

3. Отметьте нужные папки для восстановления и кликните по кнопке Recover Marked.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_18.png
Рис.17 Папка, отмеченная на восстановление
Для увеличения изображения кликните по нему

4. Задайте место для сохранения восстановленных файлов и другие параметры так же, как мы сделали для восстановления файлов со старого Раздела 2, кликните по кнопке OK и ждите результатов восстановления. После этого можно просто выключить компьютер и посмотреть что восстановилось.

Результаты восстановления файлов
Теперь можно перейти к диску с восстановленными файлами и проверить результаты нашей работы.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_19.png
Рис.18 Диск с восстановленными файлами
Для увеличения изображения кликните по нему
Как и ожидалось, мы восстановили все файлы со старого Раздела 2. Однако ситуация для старого Раздела 1 не так хороша. Мы смогли восстановить практически все файлы jpg, большинство файлов mp3, и ни одного видео файла.

© Copyright 2000-2016 R-Tools Technology Inc.

File Recovery after Re-installing Windows

Sometimes, it happens. Mysteriously, Windows appears freshly installed on some other disk than the one that was actually planned. Moreover, that particular disk contained very important files that are accessible no more and getting those files back becomes now the most urgent task. Well, this task can be solved using special data recovery programs such as R-Studio. This article will explain in detail how to do that.

Preliminary information.
We begin with some brief information about how Windows stores files on a disk and what happens with them when someone makes a fresh Windows install on that disk. (If you need more information about that, please refer to our article File Recovery Basics which discuss this subject more thoroughly.) We need this information to understand what can be recovered and how that can be done.

Almost all modern operating systems, (including Windows, MacOS, and Linux), store information about files and folders, like file names, sizes, time stamps, and exact physical locations of the file data, separately from the file data itself. Modern OS in the Windows family, like Windows XP, 7, 8/8.1, 10 use disks with the NTFS file system, where such information about files and folders is kept in the Master File Table (MFT).

When an OS manipulates files, it usually make changes to the information about the files and leaves file data unchanged until it needs that disk space for something, such as storing new file data. So, if even such file information is gone, there are chances that the file data still remains on the disk. But if any data on the disk is overwritten, then the old data is gone. No program or commercially available data recovery method can recover it.

There are two methods that all file recovery software uses:
1. Analysis of that file information on the disk. Quite often it is possible to find file some remnants of the information on old files (usually a copy of old MFT), and recover them with all their information like file names, time stamps, or even with the entire file and folder structure.
2. A raw file search. It works by analyzing the contents of the disk for "file signatures". File signatures are common patterns that signify the beginning or end of a file. Almost every file type has at least one file signature. This second data recovery method can recover file data with greater success than the first method, but it cannot reconstruct the original file names, date/time stamps or the entire folder and file structure of the disk. Another drawback of this method is that can recover only un-fragmented files.

Now we'll look on what happens when a fresh Windows install takes place and on prospects to recover files.
An important note:Even if they may seem not much impressive, it's still worth trying to perform file recovery, taking into account that R-Studio allows its users to perform all file recovery tasks, except saving recovered files, in its Demo mode, that is, without buying the program. In this mode you may estimate what can be recovered and whether the results are worth the money you'll spend. Sometimes file recovery results appear much better than expected.

Case 1. New Windows has been installed on the same and one partition on the disk:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_01.png
Fig.1. New Windows has been installed on the same partition
Click image to enlarge

Such an install replaces the old Windows system files with the new ones and deletes old user files. What is worse, it completely overwrites the old MFT with a new one, thus fully destroying all file information about them. Also data for some old user files may be overwritten by new Windows system files, but usually those overwritten files are few, provided that no new user files has been written.

So, we may expect that most files that can be recovered will be recovered using the raw file search, that is, only un-fragmented, and without their file names and other information. With luck, there may be some remnants of the old file information scattered on the disk that can be used to recover some files with their names and other information. Almost for sure the entire old file/folder structure cannot be recovered.

Case 2: The disk has been divided into two new partitions, and new Windows has been installed on one:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_02.png
Fig.2. Disk has been repartitioned: two new partitions instead one old partition. New Windows has been installed on new Partition 1.
Click image to enlarge

We can expect the same results for file recovery as for Case 1, taking into account the fact that there's additional, and usually small, area on the disk that is also overwritten:

Most files that can be recovered will be recovered using the raw file search, that is, only un-fragmented, and without their file names and other information. With some good luck, there may be some remnants of the old file information scattered on the disk that can be used to recover some files with their names and other information. Almost for sure the entire old file/folder structure cannot be recovered.

Case 3: The disk has been repartitioned: a new one partition instead of two old ones. New Windows has been installed on it:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_03.png
Fig.3. Disk has been repartitioned: a new one partition instead two old ones. New Windows has been installed on a new Partition 1.
Click image to enlarge

We can expect the same results for file recovery from old Partition 1 as for Case 1:
Most files that can be recovered will be recovered using the raw file search, that is, only un-fragmented, and without their file names and other information. With some good luck, there may be some remnants of the old file information scattered on the disk that can be used to recover some files with their names and other information. Almost for sure the entire old file/folder structure cannot be recovered.

The situation is quite different for old Partition 2: most likely the old file information can be found, and all files can be recovered with their names and other information. Moreover, the entire old file/folder structure can be successfully recovered.

Case 4. New Windows has been installed on one partition of the disk with two partitions:
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_04.png
Fig.4. New Windows has been installed on a new Partition 1. Click image to enlarge

We can expect the same results for file recovery from old Partition1 as for Case 1:
Most files that can be recovered will be recovered using the raw file search, that is, only un-fragmented, and without their file names and other information. With some good luck, there may be some remnants of the old file information scattered on the disk that can be used to recover some files with their names and other information. Almost for sure the entire old file/folder structure cannot be recovered.

Old Partition 2 will appear in new Windows as a new Partition 2 with all its file system intact. No file recovery is needed as the old files with all file/folder structure will be completely accessible through new Windows.

File recovery example
As an example, we'll discuss user's file recovery for Case 3, as it also covers Cases 1, 2, and 4.

There was a Windows computer with a hard disk divided into two partitions, with user's files stored on both. Files were JPG, MP3, and video. The computer ran under Windows 8.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_05.png           File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_06.png
Fig.5. User files on Windows 8
Click images to enlarge

During an erroneous Windows 10 fresh install, the disk was repartitioned from two partitions to one, and Windows 10 was installed on the new, and the only, partition. The task is to recover user's files from both old partitions.

Before we begin we need to do some preliminary work
1. We'll use a startup disk with R-Studio Emergency for file recovery to avoid installing the program (and thus overwriting some old files) to the computer from which we're going to recover files. If this device is large enough to store recovered files, it's possible to use it for this purpose as well.

2. If the device with R-Studio isn't large enough, we need to prepare a place to store recovered files. Depending on their expected size, it may be another memory stick, an external USB drive, or even a network storage device.

3. Download and install R-Studio Emergency Startup Media Creator. Use another computer for that to avoid writing new data to the computer with the new Windows. Run the Creator and create a USB startup device. Then it asks to register, you may skip that step and work in the Demo mode.

Now we're ready to start file recovery.

File recovery
1. Start the Windows computer with R-Studio Emergency startup disk.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_07.png
Fig.6. R-Studio Emergency startup
Click images to enlarge
Select R-Studio Emergency GUI (Graphic Mode) and press the Enter key on the keyboard.

When R-Studio Emergency finishes loading, it'll show the computer's disks.

2. Inspect the found hard disks and partitions.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_08.png
Fig.7. Computer's disks in R-Studio Emergency
Click images to enlarge

3. Select the hard disk with new Windows and click the Scan button.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_09.png
Fig.8. Disk scan parameters
Click images to enlarge
Click the Change button and leave only NTFS selected. Check that the Extra Search for Known File Types option is selected, too. Select Save to File and specify the external USB disk as the place to store scan information. It may be necessary to load it back if we have to interrupt file recovery process.
You may read more about scan parameters in R-Studio's on-line help: Disk Scan.
Then click the Scan button.

R-Studio will start scanning showing its progress.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_10.png
Fig.9. Disk scan
Click images to enlarge

When R-Studio finishes the scan, it'll show some found partitions
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_11.png
Fig.10. Disk scan results
Click images to enlarge
As expected, R-Studio found all the information about old Partition 2 and nothing about old Partition 1. We'll start file recovery from old Partition 2 as it's easy to find all files on it.

4. Double-click the partition and R-Studio will enumerate its files and show its file/folder structure.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_12.png
Fig.11. Files found on old Partition 2
Click images to enlarge

Now we need to decide if R-Studio Emergency can recover files from this partition and therefore should we buy it and register.
Go to the Photos folder and double-click a file to preview it.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_13.png
Fig.12. File preview
Click images to enlarge
If such preview is successful for several files, you may buy R-Studio and register it to be able to start saving recovered files.

5. Select files you want to recover and click the Recover Marked button.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_14.png
Fig.13. File recovery parameters
Click images to enlarge
You may see more about file recovery parameters on R-Studio's online help.
Specify the place to store recovered files and other parameters (if necessary) and click the OK button.

R-Studio will start recovering files and showing its progress.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_15.png
Fig.14. File recovery progress
Click images to enlarge

When this recovery process finishes, we may start file recovery from old Partition 1. Here the situation is much more tricky as R-Studio could not find any traces of old Partition 1 and we have to rely only on file recovery using file signatures.

1. Go back to the Device tab and double-click Extra Found Files. R-Studio will show found files sorted by their types.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_16.png
Fig.15. Files found by their signatures from old Partition 1
Click images to enlarge

2. Go to JPEG Digital Camera folder and double-click several files to see if it's possible to recover them.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_17.png
Fig.16. File preview
Click images to enlarge
As there are many files to recover and they don't have their original names, it would be too long to decide which files should or shouldn't be recovered. We'll recover all necessary folders and sort recovered files later.

3. Mark the necessary folders for recovery and click the Recover Marked button.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_18.png
Fig.17 Folder marked for recovery
Click images to enlarge

4. Specify the place to store recovered files and other parameters as we did that for file recovery from old Partition 2, click the OK button and wait for recovery results. After that just turn the computer off and see what is recovered.

File recovery results
Now we can go to the disk with recovered files and inspect the results of our work.
File_Recovery_after_Reinstalling_Windows_19.png
Fig.18 Disk with recovered filesy
Click images to enlarge
As expected, we have recovered all files from old Partition 2. For old Partition 1, the situation is not as good. We have recovered almost all jpg files, most mp3 files, and no video files.

© Copyright 2000-2016 R-Tools Technology Inc.